Павловская Екатерина Ивановна
Психолог-психоаналитик

Формирование типа привязанности

В предыдущих статьях мы рассмотрели, какое значение имеет качество эмоциональной привязанности для развития человека и какие бывают типы привязанности. В этой статье мы рассмотрим, как именно формируется тип привязанности.

Основу формирования типа привязанности составляет чуткость, эмпатийность матери и ее эмоциональная доступность для ребенка. Паттерны взаимодействия с матерью проявляются бесчисленное количество раз во время ежедневного и ежечасного общения, формируя у ребенка ту или иную репрезентацию привязанности. В то же время чуткость не является эквивалентом потакания или избыточной опеки, т.к. психологически зрелые родители, согласуя свое поведение с развитием ребенка, поощряют его потребность в самостоятельности и общении с новыми людьми.

Заботливый, чуткий и эмпатийный уход за ребенком по теории привязанности включает в себя следующие компоненты (М. Эйнсворт):

  1. Мама должна быть в состоянии очень внимательно воспринимать сигналы ребенка. Задержки в ее восприятии могут возникать из-за того, что она внешне или внутренне занята своими собственными потребностями и состояниями.
  2. Она должна правильно толковать эти сигналы с позиции младенца, например, понимать значение плача ребенка (это может быть плач от голода, недомогания, боли, скуки). При этом есть опасность неправильной интерпретации сигналов младенца из-за собственных потребностей матери, а также проекций этих потребностей на ребенка.
  3. Она должна подобающим образом реагировать на эти сигналы, то есть, допустим, догадываться о нужной дозировке пищи, успокаивать или, наоборот, поощрять ребенка к игре, не портя отношений с ним избыточной или недостаточной стимуляцией.
  4. Реакция должна быть быстрой, то есть начинаться в течение еще приемлемого для ребенка времени фрустрационной толерантности. Так, промежуток времени, в течение которого младенец может подождать, пока его не покормят, в первые недели очень короткий, но за первый год жизни становится все длиннее.
  5. Эмпатийность матери должна проявляться в способности поставить себя на место ребенка и прочувствовать его желания и мотивы поведения, уметь представлять его мысли и чувства и эмпатийно реагировать на них.

Также М. Эйнсворт предложила шкальную оценку поведения матери, оценивающую чувствительность и доступность матери:

  • чувствительность - нечувствительность к потребностям ребенка и способность понимать их;
  • принятие - отвержение, говорящее о значимости ребенка для матери;
  • респонсивность - директивность, т.е. способность с уважением относиться к индивидуальности ребенка и поддерживать его инициативу или навязывать собственные желания;
  • поддержка - игнорирование как характеристика эмоциональной включенности матери во взаимодействие с ребенком.

Исследования других ученых дополнили концепцию чуткости значением речи во взаимодействии матери и младенца. Интонации и мелодия голоса матери, его ритм и громкость имеют значение для малыша, эмпатийно отражая его состояние и вербализуя аффективные состояния, с помощью которых ребенок интуитивно чувствует себя понятым и принятым.

Формирование надежной привязанности

Надежная привязанность чаще всего формируется у младенца, мать которого проявляет чуткость, удовлетворяя его потребности, и эмпатийно общается с ним. Установлению надежной привязанности способствует гармоничное синхронизированное взаимодействие матери с ребенком в основные моменты типа кормления и свободного бодрствования, сопровождаемое постоянным диалогом с малышом и контактом глаз. Чуткие матери способны чувствовать ребенка и облекать его (пока еще) невербальные сигналы и аффективные состояния в слова, поддерживать инициативу ребенка и синхронизировать взаимодействие, учитывая потребности обеих сторон.

Обследованные дети чутких матерей на первом году жизни выражали меньше страха, пугливости, гнева или злости по отношению к матери, были более самостоятельными в своих проявлениях и исследовании внешнего мира. При стрессовых ситуациях, тревоге или страхе они с готовностью обращались к матери и быстрее успокаивались, продолжая исследования после короткого периода утешения. В поведении таких детей прослеживалась готовность к взаимодействию с другими и принятие границ, устанавливаемых матерью.

Формирование ненадежной привязанности

Ненадежная привязанность формируется у младенцев, матери которых менее чутки и эмпатийны, общение между такими матерями и их детьми менее насыщенно в моменты кормления и свободного бодрствования, отсутствует или недостаточен контакт глаз, общение и вербализация состояний младенца либо недостаточна, либо отсутствует вовсе. Взаимодействие между ними не всегда согласовано и не является гармоничным. Поведение матери не предсказуемо для ребенка, потакание может сменяться чрезмерной стимуляцией или фрустрирующими отказами в инициативе ребенка, сопровождающимися превалирующей инициативой матери. Основным фактором формирования ненадежной привязанности является постоянно повторяющееся игнорирование инициатив младенца.

Дети менее чутких матерей в возрасте 1 года проявляют больше негативных аффективных состояний, таких как гнев, злость, страх, робость или другие агрессивные эмоции. При пугающих для ребенка обстоятельствах такие дети почти не успокаиваются в присутствии матери и меньше внимания уделяют играм и исследовательской деятельности, они также реже проявляют готовность к принятию границ, устанавливаемых матерями.

Формирование ненадежной тревожной привязанности

Риск формирования тревожной привязанности у детей повышается у матерей с непоследовательным поведением, отношения таких матерей с детьми противоречивы и подвержены немотивируемым (для ребенка) изменениям, излишнее внимание может сменяться игнорированием, а искренняя ласка – отвержением.

В случаях, когда мать не искренна в своих проявлениях, т.е. демонстрируя поведение привязанности, она на самом деле не ощущает принятие ребенка, он оказывается в растерянности. Такие матери сначала подтверждают потребность в близости и контакте с ребенком, но, как только он отвечает им взаимностью, отвергают контакт, скрывая свои истинные негативные переживания, и ребенок оказывается не в состоянии предвидеть последствия выражения поведения привязанности, т.к. он получает двоякую обратную связь: внешне позитивную и внутренне негативную.

В других случаях поведение матери на выражение ребенком поведения привязанности может быть непоследовательным: от искреннего до отвергающего. Такие матери могут быть как недостаточно, так и чрезмерно чувствительны к проявлениям ребенка, в обоих случаях ему сложно научиться эффективному взаимодействию. Ребенку невозможно предсказать реакции матери, что вызывает у него гнев и беспокойство, а их проявление снова приводит к противоречивым результатам, т.к. мать может искренне успокоить ребенка, проявить раздражение, а может проигнорировать его эмоции. Из-за непредсказуемого поведения матери поведение ребенка становится неорганизованным вследствие того, что он не имеет стабильной структурированной эмоциональной базы.

Формирование ненадежной избегающей привязанности

Существует два основных варианта взаимодействия матери с ребенком, при котором формируется избегающая привязанность. В первом случае мать авторитарна, придерживается формального стиля воспитания, не прислушивается к ребенку, а старается навязать свое мнение. Во втором случае мать, напротив, чрезмерно внимательна и щепетильна к ребенку, руководствуется скорее своими внутренними страхами, превалирующими в воспитании ребенка, который оказывается не в состоянии воспринять излишнюю заботу и реагирует отстранением.

В первом случае, когда поведение привязанности ребенка отвергается или вызывает неприятные для него воздействия, он научается не использовать его, т.е. избегать открытого выражения эмоций и потребностей. Если ребенок открыто протестует против отвергающего поведения матери, то к отвержению прибавляется гнев с ее стороны. Ребенок усваивает, что спонтанные реакции могут приводить к непредсказуемым и опасным для него результатам и научается сдерживать их. Матери таких детей эгоцентричны, зачастую не сдерживают свои отрицательные эмоции по отношению к детям, нетерпеливы к ним и не проявляют чуткость к их потребностям.

Во втором случае мать чрезмерно щепетильна по отношению к ребенку и стремится привязать его к себе, устанавливая тесную связь. При этом инициатива ребенка может игнорироваться или не приниматься всерьез, а ребенку не предоставляется достаточно личного пространства. Ребенок, ощущая излишнюю опеку и невозможность реализации потребностей в изучении окружающего мира, также стремится дистанцироваться.

Это основные три типа привязанности, которые были выявлены в ходе многолетних наблюдений за детьми и их матерями. Существуют также смешанные типы, например, тревожно-избегающий, и тип привязанности, называемый «дезорганизованный». На его формирование влияют непрожитые родителями психические травмы, бессознательно передающиеся ребенку и влияющие на его поведение.

В любом случае, стоит понимать, что каждый человек и его отношения с родителями уникальны. Это даёт удивительную комбинацию сформировавшихся характеристик и паттернов поведения в отношениях. Проанализировать и воссоздать картину своего детства, чтобы призраки прошлого не мешали в настоящем, можно, пройдя психотерапию. В безопасной и доверительной атмосфере формируется новый тип отношений с психотерапевтом, который затем переносится на отношения в реальной жизни.

Всем крепких и стабильных отношений!

Контакты

Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., д. 40 (БЦ "Каменноостровский 40")